Личность формируется в детстве

"И если воспитанием своих собственных детей большинство людей начинает заниматься тогда, когда они "лежат еще поперек лавки", то воспитанием собаки, зачастую, - когда она уже по-хозяйски разлеглась на диване, полагая, что всемогущий инструктор по дрессировке за короткий срок поможет компенсировать их прежнее бездействие."

Владимир Кесаринский

 

Для начала определим для себя что такое дрессировка и что такое воспитание:

Дрессировка (от французского dresser - выправлять, обучать) - методы воздействия на животных с целью выработать и закрепить у них определенные условные рефлексы и навыки, необходимые для человека. Как правило, - это выполнение определенных действий по команде дрессировщика.

Воспитание (в данном случае собаки) - целенаправленное изменение, формирование поведения в зависимости от желания дрессировщика и условий окружающей среды; организованное воздействие на нервную систему щенка, способствующее созданию определенного типа поведения.

Воспитание и дрессировка - немаловажные, если не основные вопросы, возникающие в процессе сосуществования собаки и человека. Щенок вырастает во взрослую собаку претерпевая изменения под действием окружающей среды, воспитания и дрессировки.

 

Теперь самое время посмотреть на работу Живой Природы - самого авторитетного специалиста.

Щенки появляются на свет слепые и глухие, не умеющие толком ничего, вооруженные природой некоторыми элементарными врожденными рефлексами и формами поведения, а самое главное - так называемой поисковой активностью. Не имея возможности передать все знания по наследству, природа наделила щенка огромным желанием обучаться.

Если отнять у него это желание - его выживание будет практически невозможно.

Посмотрите сами: маленькие щенки не умеют сосать, но находятся в постоянном поиске, если голодны. У них есть сложная врожденная реакция, называемая опистотонусом. На раздражение кожи или резкий запах щенок медленно вытягивает шею, поднимает голову, прогибает спину, поднимает передние лапы, вытягивая задние. Из этой реакции потом формируется сосание. Не сразу, а после нескольких повторений. Это один из примеров обучения щенка уже на самой ранней стадии развития. В первые дни жизни щенок уже способен вырабатывать условные связи, но простейшие, натуральные. На первом этапе (примерно с 1-го по 21-й день ) ему и не надо более сложного обучения. Важно просто выживание. Соответственно и развиты лучше те области нервной системы, которые обеспечивают регуляцию поведенческих - вегетативных функции, необходимых для существования вне организма матери. На этом этапе величина мозга у щенка составляет примерно 12% от величины мозга взрослой собаки. Увеличение, рост мозга происходит неравномерно. К концу второго месяца - 76%, к концу шестого - 100%. После 10-го дня жизни у щенка открываются глаза, он начинает видеть. После 5-го дня открываются ушные каналы. По мере созревания слуховых и зрительных анализаторов появляется ориентировочная реакция на звук и свет, постепенно образуются условные рефлексы на эти раздражители, хотя ведущий анализатор на ранней стадии развития -обонятельный.

Элементарное обучение идет с самого раннего этапа развития, но если это не натуральные рефлексы, а рефлексы более высокого порядка, то оно очень затруднено и быстро забывается. Как правило, - это совершенствование инстинктивных форм поведения, т.е. облигатное научение.

Жизнь не стоит на месте, и первый период (с 1-го по 21-й день), названный в институте им. Павлова периодом "преимущественно безусловно-рефлекторной адаптации", сменяет второй - "первичной условно-рефлекторной адаптации" (с 18-21-го дня до 30-35 дней). К концу этого отрезка времени слух действует уже как у взрослых особей. Начинают образовываться оборонительные реакции, но медленно. Если кто-нибудь наблюдал щенков в этом возрасте, он знает, что именно тогда щенки начинают самостоятельно уходить с места. Появляется огромное любопытство, желание изучить окружающий мир, и маленькие комочки, пусть пока неуклюже, прокладывают первые дороги в своей жизни. Щенок очень мал и слаб, обидеть его очень просто, и поэтому, чтобы желание обучаться не пропало природа притупила чувство страха. На фоне огромного любопытства его почти нет. Кроме кормления, ухода и защиты она проводит и начальное обучение. Постепенно прогулки вне логова совмещаются с отправлением физиологических потребностей. Начинаются первые игры, во время которых малыши исподволь учатся "искусству побеждать", общению со сверстниками. Мать потихоньку приучает детей к правилам собачьего этикета.

Этот период очень важен тем, что именно на него приходится знакомство с особями своего вида (мать, сверстники) и решение вопроса: "Кто я?". Если щенка отнять у матери на 21-й день, то это не будет очень болезненно для него, но окажет влияние на все дальнейшее развитие. Растите такого щенка не показывая ему собратьев, - и после 16-ти недель у него очень уменьшится, а то и совсем пропадет желание стать лидером. Дайте ему до 6-ти месяцев общаться только с человеком, и он не признает больше собак своими родичами. С одной стороны - трагедия, ущербная собака, но с другой - тип поведения прекрасно подходящий например для такой службы, как поводырь слепого.

Но пусть все-таки щенок останется со своими братьями и сестрами, пусть спокойно пройдет процесс социализации, который как раз и приходится на этот период.

Мы с Вами просмотрели жизнь щенка только до одного месяца, а уже нашли место для основ дрессировки и воспитания. Перейдем к третьему периоду, с 5-6-й по 8-12-ю неделю - экзальтаци-онному (от позднелатинско-го exaltatio - подъем), характерному повышенной возбудимостью, возникающей в нервной ткани вслед за рефракторным периодом.

На этом этапе развития идет процесс, очень похожий на импринтинг у птиц (англ. imprinting - запечатление). Это явление открыто К. Лоренцом в 1935-м году. Для животных характерно запечатлением образа своего вида. Если перед глазами будут только люди, то в общении с особями своего вида неизбежны трудности (см. вышеизложенное).

Кроме запечатления образов импринтинг для животных отмечается еще и высокой скоростью образования положительных условных рефлексов, повышенной обучаемостью. На этом этапе уже образуются рефлексы 2-гo и 3-го порядка т.е. вполне можно заниматься дрессировкой, правда с учетом возраста щенка. Время обучения не должно превышать 15 минут. Не в коем случае нельзя преднамеренно злить щенка - это приведет только к истерии. Занимаясь дрессировкой в это время, нужно знать еще и то, что хотя рефлексы образуются достаточно быстро, но не сразу откладываются в долговременную память.

Щенок может легко дрессироваться вкусопоощрительным и контрастным методом, но нужно больше внимания уделять вкусопоощри-тельному методу. Обучение лучше проводить через игру. На данном этапе это и легче и лучше. Если применять много "механики" и жестких наказаний, то это приведет к появлению страха и формированию истеричного поведения. Пока еще тяжело образуются следовые рефлексы. т.к. недостаточно развита такая функция нервной системы как торможение. Она разовьется окончательно только ближе к 6-ти месяцам, но разумная тренировка и памяти, и тормозных процессов необходима.

Для этого периода характерна высокая двигательная активность, игра, исследование. Чем больше у щенка будет возможностей для игр, обучения, исследований, тем "умнее" будет взрослая собака, а если наоборот, обеднить этот период, будут заметны задержки в развитии и необратимые изменения в дальнейшем поведении.

После этого периода скорость образования условных рефлексов опять замедляется, но значительно улучшается память.

Каким же командам и как обучать щенка в этом возрасте? Для примера можно взять основную команду в дрессировке - "Ко мне". Попробуйте произносить эту команду, когда входите к щенкам с мисками для подкормки. Если они уже облепили Вас со всех сторон, то, повторяя "Ко мне!", сделайте небольшой "круг почета", а в награду за правильное выполнение отдайте им миски с кормом. Здесь нужно помнить, что произносится команда с ласковой, радостной интонацией, высоким голосом. Собаки по своей натуре прагматики и, если применять строгие интонации, они скорее отойдут, дабы избежать возможного наказания. Высоким голосом Вы как бы имитируете подскуливание матери, которым она подзывает щенков, чтобы покормить. Не поленитесь погладить или "потрепать" щенков. Оглаживание имеет очень важное значение. С самого рождения мать вылизывает своих питомцев, массажируя и стимулируя работу важных внутренних органов, очищая и приводя в порядок шерстный покров. Это и приятно щенку, и успокаивает, укрепляет его. Оглаживанием мы имитируем вылизывание матери и вызываем приятные эмоции.

Почему я выделил команду "Ко мне" как основную? Выполнение ее говорит о контакте, взаимопонимании и любви между владельцем и его собакой. Если собака выполняет эту команду с удовольствием, то остается только грамотно "объяснить" ей суть остальных команд, и они будут выполняться также охотно. Это основная "изюминка" умелой дрессировки - снятие негативного отношения к ней.

Если у Вас появился положительный результат от эксперимента с командой "Ко мне", можно попробовать свои силы еще с такими командами как "Сидеть" и "Место".

Для практики с усаживанием щенка Вам придется отделить его от других. Показывая кусочек лакомства немного выше его головы, произнесите команду. Из-за анатомических особенностей собаки ему будет трудно смотреть на лакомство из любого другого положения, кроме сидячего. Как только команда будет выполнена, поощрите своего питомца. Вот и все? Далеко нет. Хозяин должен обязательно определять время выполнения команды. Щенок должен оставаться в сидячем положении до тех пор, пока хозяин не отменит команду "сидеть" командой "гуляй". Почти как в армии: "смирно" выполняется до тех пор, пока не последует "вольно". Если щенок попытается сам изменить свое положение, то хозяин, произнеся команду "сидеть" более строгим голосом, должен все-таки усадить его.

Занимаясь этим, нужно обязательно помнить о возрасте ученика. Не перегрузите его, не напугайте. Время выполнения команды не должно превышать 5-ти секунд. После этого Вы обязательно должны раскрепостить щенка, поиграть с ним.

Как я уже говорил, собаки - прагматики. Они обучаются на собственном опыте методом проб и ошибок. Наша задача подтолкнуть их к нужному нам решению, поправить ошибки и укрепить на правильном пути. Для этого нужно терпение, сила воли и очень много понимания и любви к своим маленьким, с таким трудом старающимся Вас понять питомцам. Не забывайте этого.

Если Вы заметили, я уже начал пользоваться "инструментами" дрессировки: лакомство, интонация, принуждение. Поговорим о них немного подробнее.

Лакомством может быть например кусочек сыра или что-нибудь другое, отличающееся от обычной пищи щенка по запаху и безопасное для его желудка. Желательно, чтобы лакомство не крошилось, отвлекая маленького ученика от "урока" подбором крошек или возбуждая жажду. Обычно кусочки делают небольшими. Старые дрессировщики, бывало, говорили: "Можно маленький кусочек сделать вкуснее самого большого - дать не сразу". Держа лакомство перед носом правильно выполнившего задание щенка, начните с оглаживания и доброго слова. Далее можно перейти к немаловажной роли интонации в дрессировке. Щенок не поймет значения тех слов, которые мы произносим. После нескольких сочетаний: команда - выполнение - поощрение, он будет узнавать некоторые привычные сочетания звуков, связывая их с действием (поэтому команды всегда неизменны, не склоняются и не спрягаются). В первую очередь собака слышит интонацию в речи хозяина, которая показывает его эмоциональный настрой и как бы дает возможность собаке предсказать последствия ближайшего действия. Чем ярче будет окрашена Ваша речь интонациями, тем легче будет передать картину Вашего настроения. В общении собак интонации тоже обязательно присутствуют - от радостного лая и повизгивания до низкого, тяжелого рыка.

Все это имеет огромное значение не только в общении, но и в воспитании. Если щенок делает что-то выходящее за рамки дозволенного, то мать обязательно рыкнет на него, а если это не помогло, то следом за рыком будет легкий прикус. Как у человека - очень похоже на материнский окрик и шлепок расхулиганившемуся ребенку. Этим можно вооружиться и пользоваться в общении с собакой, соизмеряя, однако, окрики и шлепки с возрастом Вашего питомца.

Я думаю, многим известно радостное возбуждение щенков, когда Вы приходите к ним в вольер или в загончик с ведром и тряпкой, чтобы произвести уборку. Мокрую тряпку нужно немедленно атаковать и по возможности разорвать на части. В ведро с водой обязательно нужно заглянуть и попробовать на вкус содержимое. То, что хозяин занят наведением чистоты и порядка, маленьких обитателей не интересует. Его нужно постараться завлечь в игру. Просто так от этого не избавишься, а мириться, как правило, очень хлопотно. Здесь тоже может помочь дрессировка. Я использовал команду "место". У щенков уже было "место" - большая подстилка, на которой мать кормила их. Когда малышам исполнилось 1,5 месяца и у них выросли зубки, мать начала время от времени покидать их, чтобы хоть немного отдохнуть от этих вечно хулиганящих веселых озорников. Тем не менее, мать регулярно возвращалась, чтобы подкормить их и постараться провести "гигиенический осмотр" каждого.

Заканчивается это самое счастливое время детских игр со сверстниками и вполне осознанного общения с матерью немного грустно - щенок приобретает себе нового хозяина, отлучается от матери и сверстников. Необходимо с пониманием отнестись к его поведению в этот момент. После смены места жительства у щенка, как правило, будет первая прививка, а дальше смена зубов. Чтобы правильно расценить его состояние, обязательны консультации с грамотным ветврачом. Беспокойство о здоровье Вашего питомца и безболезненной адаптации к новым условиям содержания сейчас гораздо важнее любой дрессировки, хотя ни в коей мере не отрицает ее.

Следующий период жизни щенка от 3-4-х до 6-7-ми месяцев был назван периодом формирования типологических особенностей нервной системы. На этом этапе проявляются пассивно-оборонительные рефлексы на сложные, комплексные раздражители. Это чувство неуверенности в новой обстановке, периодическое прислушивание к необычным для него звукам и попытки отметить их лаем, принюхивание к разным запахам и т. п. Собака как бы совершенствует свое понимание мира, открывая для себя, что кроме хорошего есть еще и плохое. Мозг начинает производить сложное дифференцирование, выбирая из многих раздражителей какой-то один.

Важно отметить, что к концу этого этапа в основном складывается характер будущей собаки. В это время щенок, как губка, впитывает информацию из окружающего его мира. Он очень любопытен, везде "сует свой нос", пытается все и вся попробовать "на ощупь", вкус, обнюхать. Ему просто необходимы прогулки на улице, и чем чаще Вы будете показывать ему новые места на прогулке, тем лучше будет развиваться щенок. Очень важно общение с другими собаками. Из этого Ваш питомец узнает своеобразные правила собачьего "этикета". Но, выбирая компанию, постарайтесь избежать драчливых собак, чтобы не запугать начинающего входить в жизнь щенка.

В природе есть несколько способов обучения, но самый доступный и безболезненный - игровой. В игре молодые собаки пробуют и учатся атаковать и защищаться, преследовать добычу и убегать от опасности. Иногда в игру вступают и более взрослые особи, показывая какие-то особые приемы. Через игру приходит и начальное половое воспитание. Через игру можно продолжать заниматься и начальной дрессировкой.

Не трудно понять, что потеряет щенок лишенный всего этого.